Я — не я

Опубликован: 18.02.2015 В рубрике: Самоанализ - 15 ответов

Имя: Алексей

Мне 18 лет. Я учусь на первом курсе университета родного города. Последние пару недель меня постоянно одолевают странные и навязчивые мысли. У меня возникает такое чувство, что я это чужой себе человек. Я чувствую, что теряю себя. Я не знаю кто я, тот, кто говорит эти слова. Эти мысли вызывают крайний дискомфорт. Я считаю, что знание того, кто я, имеет фундаментальный характер. И не знаю, получится ли жить без него.

Эти мысли возникали и раньше. Они появлялись где-то раз в год и каждый раз длились около минуты, так как я старался их подавить. Возможно моё текущее состояние связано с резкими переменами в жизни. В прошлом учебном году я усилено готовился к сдаче ЕГЭ и четыре раза в неделю ходил к репетиторам.

Ничем более я не занимался, ничем не интересовался. Так прошёл весь год. Теперь я учусь в институте, учусь играть на гитаре, хожу на тренировки по боевому искусству, читаю много литературы, не связанной с моей учёбой.

Последнее время я мало общаюсь с людьми. Постепенно мои мысли превращаются в кисель. Я не чувствую жизнь, не чувствую себя. По-моему, я схожу с ума. Как можно понять кто я, тот, кто задаёт это вопрос?

Как мне найти себя? Пожалуйста, помогите.

15 ответов на "Я — не я"

  1. Василий 18.02.2015 в 03:53 · Ответить

    Добрый день! Быть в жизни и так, особенно, когда человек — интроверт!
    Что делать, чтобы не сойти с ума? Нужно поставить себе цель и четко идти к ее выполнению! Не сворачивая в сторону и не делая значительных изменений в алгоритме выполнения цели!
    Скажем, нужно изучить иностранный язык — купил хороший самоучитель, нашел в интернете сайт с живой речью этого языка, далее составил для себя расписание занятий по изучению этого языка(в самоучителе 25 глав, значит цель — за 2 дня проходить одну главу и 1 час выполнять упражнения по аудированию на интернет-сайте), и неукоснительно следовать этому расписанию! Так вырабатывается сила воли, и не остается свободного времени для возникновения «дурных мыслей»
    Удачи!

    VA:F [1.9.20_1166]
    Оценка ответа: 0.0/5 (Оценок: 0)
  2. Игорь 18.02.2015 в 07:25 · Ответить

    я понимаю, что с вами но это объяснить трудно, сущность человека не материальна,мысли,чувства эмоции,это не вы, это ваш аппарат, слуги, которыми надо учиться управлять и направлять, вот с такой позиции вы себя и видите, разделённым, от своих ощущений жизни, но оно так и есть,суть человека может быть наблюдателем жизни или участником её,участник трепыхаетсяв жизни,ему не начто оперется, всё зыбко и изменчиво, а если вы к наблюдателю ближе то вы на всё смотрите со стороны выполняя определённые действия чтобы ваша жизнь текла, но не кидаясь в неё, это конечно мало понятно, но надо знать устройство человека, мира, законы управляющие жизнью, тогда всё становится на свои места, у вас крыша не едет.если есть вопросы задавайте igorbrest1969@mail.ru

    VA:F [1.9.20_1166]
    Оценка ответа: 0.0/5 (Оценок: 0)
  3. Татьяна 18.02.2015 в 08:13 · Ответить

    Советую прочитать книгу «Новая земля» Экхарт Толле. Она поможет ответить на вопрос «кто я?» или хотя бы укажет направление. Вообще в ней много аспектов затрагивается — про «голос в голове» (мысли), чувства, эго.

    VA:F [1.9.20_1166]
    Оценка ответа: 0.0/5 (Оценок: 0)
    • Алексей 19.02.2015 в 21:31 · Ответить

      Спасибо. Я начал её читать.

      VA:F [1.9.20_1166]
      Оценка ответа: 0.0/5 (Оценок: 0)
  4. Юрий 18.02.2015 в 09:27 · Ответить

    Здравствуйте, Алексей.
    Мне не совсем понятно, какие конкретно вопросы вас мучают. Познание себя — феномен, конечно, фундаментальный, в этом трудно усомниться, если голова работает. Но ведь познание себя — это целый спектр вопросов. Это, фактически, понимание того, что движет нами при совершении тех или иных поступков. Это осознание того, каковы мотивы и структуры нашего поведения и восприятия реальности как таковой, либо реальности, спроецированной нашими желаниями.
    Я позволю себе допустить (если я окажусь неправым, поправьте меня), что вас сейчас больше интересует не структура и причины вашего мировосприятия, а ваше «само». Вполне очевидно, что вы ясно ощущаете свою уникальность, вольно или невольно сравнивая себя с окружающими людьми. И это самое ощущение порождает вашу самоидентификацию, которая, в свою очередь, создает внутренний конфликт. Суть этого внутреннего конфликта заключается в том, что, с одной стороны, ваша уникальность вам импонирует, с другой же стороны, она мешает вам оставаться частью социума, делая вас одиноким. Ведь только социум может оценить личность и ее заслуги. Только в социуме может происходить становление. Наконец, только ради социума и его оценки мы осуществляем развитие и инициируем каждодневные усилия.
    Алексей, я делаю выводы только на основании того, о чем вы написали. Вполне возможно, что суть проблемы кроется в чем-то другом, и тогда я могу ошибаться. Если же я не ошибся, то вам нужно постараться оставить в покое свою самоидентификацию и сосредоточиться на открытом общении с людьми. Вам просто необходимо стать активным участником жизни общества, и приложить все усилия для идентификации себя как части этого общества, а не маргинальной единицы. Ведь в этом нет ничего преступного, больше того, пожалуй, это самая благодарная из возможных целей.
    И напоследок добавлю гениальную фразу, которая принадлежит Джидду Кришнамурти — «Видение красоты возможно только при аскетизме абсолютной простоты, которая есть полное смирение. Тогда нет достижений, нет лестницы, чтобы карабкаться, а есть лишь первый шаг, и это вечно первый шаг». Поэтому, Алексей, если каждое свое достижение вы всегда будете воспринимать как первый шаг, вы достигнете полной гармонии между собой и социумом. И это есть настоящее счастье.

    VA:F [1.9.20_1166]
    Оценка ответа: 0.0/5 (Оценок: 0)
    • Алексей 18.02.2015 в 18:02 · Ответить

      Почему-то непонимание того, кто я, вызывает серьёзный дискомфорт, а не побуждает идти на поиски.

      VA:F [1.9.20_1166]
      Оценка ответа: 0.0/5 (Оценок: 0)
  5. Алексей 18.02.2015 в 17:26 · Ответить

    Юрий, вы попали почти в точку. Я согласен, что надо избавляться от этих мыслей, но не получается это сделать на продолжительное время. Когда всё же удаётся забыть про мои мягко говоря поиски, я чувствую, что это не правда какая-то, что я пытаюсь быть не собой, пытаюсь убежать, но новый я меня не устраивает. Опять же какой я? Моё я не имеет формы. Когда я думаю о том кто я, не понимая кто думает в данный момент, я попадаю в какую-то безвыходную ловушку. Это вызывает ужасные чувства. По-моему я теряю способность думать, излагать мысли. Я не представляю как можно вообще мыслить или что-то делать, не зная кто ты.

    VA:F [1.9.20_1166]
    Оценка ответа: 0.0/5 (Оценок: 0)
    • Юрий 19.02.2015 в 11:38 · Ответить

      Алексей, я не зря начал свой прошлый ответ с того, что я не понимаю, какие конкретные вопросы вас мучают. Вы так и не попытались прояснить ситуацию. Вы продолжаете описывать свои неосознанные ощущения и даже не пытаетесь понять, что без попыток осознания того, что с вами происходит, без усилий задавать самому себе вопросы — что именно меня интересует? — что я хочу выяснить? — вы не сдвинетесь с мертвой точки, а так и продолжите описывать красоту морского прилива, не пытаясь понять, каким образом луна обуславливает его возникновение.
      Каждый индивидуум представляет собой белковое тело, способное к постоянному обмену материей, энергией и информацией с окружающей средой. Способность обмена информацией обусловлена наличием памяти. Наличие памяти дает нам способность к анализу и накоплению опыта. Постепенно формирующийся опыт и почти беспрерывный процесс анализа обуславливают становление личности, то есть приобретение человеком уникального набора индивидуальных характеристик, отражающих комплекс особенностей его взаимодействия с окружающим миром и неповторимых методов реакции на действительность. И этот набор именуется характером. Здесь, я полагаю, все понятно.
      Алексей, перечитайте, пожалуйста, что представляет собой феномен познания себя в моем первом сообщении. И если вы задаетесь этими вопросами — то это одна сторона медали. Если же вы просто осознаете свою непохожесть на других и пытаетесь отстраниться от общества, показывая, что вы не такой как все — это другая сторона медали. И об этом я довольно подробно написал в своем первом сообщении. Если у вас остаются какие-то вопросы — пожалуйста, задавайте.
      И последнее. Алексей, все мы являемся мыслящими существами. Поэтому очевидно, что для того, чтобы что-то понять, нужно задавать себе вопросы и искать ответы на них. Как правило, любой процесс познания начинается с общих вопросов с постепенным сведением к более конкретным, частным вопросам. Вы поставили перед собой совершенно некорректный вопрос, к тому же слишком общий, чтобы получить на него адекватный ответ, и остановились на этом. Таким образом познание у вас никогда не получится. И поэтому здесь, раз уж вы обратились на этот сайт, я сам задам вам эти вопросы — пытаясь понять кто вы, кем бы вы хотели быть? Какой ответ вас бы устроил? Какие предположения, альтернативные варианты, существуют в вашем понимании объяснения того, кто вы? Какой именно характеристики вас как индивидуума, вам лично не хватает для полного понимания того, кто вы? Изменение какого фактора говорит вам о том, что появился «новый вы»?
      Алексей, ведь задавать общие вопросы и тут же впадать в подавленное состояние от безответности — это сизифов труд. Честно говоря, я вообще с трудом улавливаю смысл и причинность этого вашего процесса мышления. Что вы хотите выяснить? Попытайтесь подумать над этим, и возможно, окажется, что не стоит тратить жизненную энергию на толчение воды в ступе. Так или иначе, если всё, описанное здесь вами, имеет для вас хоть какой-то смысл, я ожидаю ваших комментариев. В противном случае, вы действительно поставили вопрос, даже не осознавая его жизнеспособности.

      VA:F [1.9.20_1166]
      Оценка ответа: 0.0/5 (Оценок: 0)
      • Алексей 19.02.2015 в 21:40 · Ответить

        Проблема явно не в том, что я осознаю свою непохожесть на других и пытаюсь отстраниться от общества, Я понимаю, что каждый человек чем-то отличается от других людей. Каждый человек — личность. Я просто не понимаю, почему я не другой человек.
        К стати, у меня в детстве бывало такое чувство, что я — это мой одноклассник. Понимаю, выглядит довольно странно но на несколько секунд я это отчётливо чувствовал.

        VA:F [1.9.20_1166]
        Оценка ответа: 0.0/5 (Оценок: 0)
  6. Алексей 19.02.2015 в 21:25 · Ответить

    Юрий, понимаете, я сам не осознаю, что со мной происходит, и поэтому не могу чётко сформулировать проблему. По-моему, те странные и непривычные чувства , которые я описал выше и есть проблема. Возможно причина того, что я потерял себя, кроется вот в чём. Последние 4-3 месяца я совсем не вспоминал своё прошлое. Я стремился в будущее. В добавок ко всему ,возможно, у меня ухудшилась память.

    На счёт вопросов, которые нужно задавать себе, я с вами полностью согласен. Они помогут мне встать на путь самопознания. Но что же делать, кроме их? Что Вы посоветуете?

    VA:F [1.9.20_1166]
    Оценка ответа: 0.0/5 (Оценок: 0)
  7. Юрий 20.02.2015 в 09:14 · Ответить

    Алексей, давайте попробуем немного порассуждать на основе тех обрывков, которые вы описали. Но в этом случае я попрошу вас не игнорировать ни одного моего вопроса, а пытаться отвечать на них, даже если вы не уверены, что ответ наверняка соответствует вопросу.
    Вы описываете ощущение, что вы чужой себе. Такое чувство может возникнуть в случае, если в вашем самовосприятии внезапно появляются некие нюансы поведения или взглядов на мир, возможно, реакции на окружение, которые вам не знакомы и которые вас совершенно не устраивают и кажутся чуждыми вам. Возможно также, что появление этих нюансов вызывает в вас осуждение себя, полное или частичное неодобрение. Алексей, понаблюдайте за собой, попробуйте четко зарегистрировать в памяти, что именно вызывает в вас отторжение. Вспомните последние пару-тройку случаев, когда вы ощущали, что чужды себе. Напрягите память и логику — какое именно обстоятельство вызвало в вас негативное восприятие? Что побудило вас прийти к выводу, что вы себе чужой?
    Примерно те же вопросы мне хочется задать вам относительно «нового вас». Вы пишете, что прекращая поиски себя, отгоняя от себя мысли о непонимании того, кто вы, — вы сразу видите нового себя. Но ведь нельзя назвать себя «новым» только лишь оттого, что вы перестаете задавать себе какой бы то ни было вопрос. И уж если вы действительно видите себя новым, то очевидно есть еще ряд ощущений, которые добавляются в ваше ментальное ядро. Попробуйте описать эти ощущения или причины, побуждающие вас к каким-то действиям. Что вы видите в такие моменты в себе? Это вызывает в вас дискомфорт? Вы осуждаете себя, когда ощущаете эту «новость»?
    Итак, Алексей, для начала будет достаточно. Но вы должны напрячься. Без действительных усилий в сторону вашей памяти, в сторону вашего речевого аппарата (в попытках описания) — у вас ничего не получится. И естественно, у меня тоже не получится помочь вам разобраться с вашей проблемой. Потому что без вашей попытки более подробно описать свои ощущения, ваше письмо так и останется вида — «сколько килограммов апельсинов продал негоциант на второй день торговли, при том, что закупил он 300 кг?». Чего-то не хватает, правда?

    VA:F [1.9.20_1166]
    Оценка ответа: 0.0/5 (Оценок: 0)
  8. Юрий 20.02.2015 в 10:20 · Ответить

    Кстати, еще один важный момент. Пытаясь разобраться в себе, вам нужно исходить из того (и это самое важное!), что человек не является статичной системой. Суть любого индивидуума заключается в тех действиях, которые он продуцирует. Если нет действия — нет личности. Поэтому, если вы перечитаете мое описание живой сущности, а так же процесса самопознания внимательно, то увидите, что в них превалируют глаголы. Ведь не зря говорят, что жизнь — это движение. Личность приобретает явные отличия от неживой материи вовсе не оттого, что она сложно устроена, а именно потому, что она может производить движение. И поэтому повторюсь, суть любого человека сводится к тем действиям, которые он выполняет. Не больше и не меньше. Имейте это в виду.

    VA:F [1.9.20_1166]
    Оценка ответа: 0.0/5 (Оценок: 0)
  9. Алексей 22.02.2015 в 13:18 · Ответить

    Спасибо, что помогаете мне, я вам очень благодарен!

    Обычно чувства, что я чужой себе человек, возникают, когда я понимаю, что раньше что-либо так не делал. Ещё когда я сравниваю свои настоящие(которые имеют место быть в настоящем времени) увлечения, мысли и стремления с прошлыми. Я чувствую, что что-то кардинально изменилось.

    Я не осуждаю себя, когда чувствую, что я — не я. Скорее я мучаюсь. И чувствую всю безысходность данной ситуации, иногда даже во вселенских масштабах.

    Прекращая поиски себя, отгоняя от себя мысли о непонимании того, кто я, я не вижу нового себя.
    Понимание нового меня приходит, когда я не ощущаю себя прежним.

    Наверное моё состояние лучше сравнить с тем чувством, когда Вы живёте в новой квартире 1-2 года и чувствуете, что она ещё не ваша(в духовном плане), а старая квартира, с которой вы съехали, уже не ваша, так как вы там не живёте уже продолжительное время. Так и получается, что Вы вроде и не имеете дома, к которому у Вас лежит сердце. Похоже я также стою на перепутье.

    Также моя проблема кроется в том, что я не понимаю что мною движет, не понимаю что является моей первоосновой.

    Как будто у меня нет опоры в жизни , не за что зацепится.

    Пока всё. Я ещё подумаю над вашими вопросами.

    VA:F [1.9.20_1166]
    Оценка ответа: 0.0/5 (Оценок: 0)
  10. Юрий 23.02.2015 в 05:05 · Ответить

    Что ж, Алексей, давайте разбираться вместе.
    Для начала, мне бы хотелось сказать, что уже между вторым и третьим моим сообщением я понял, какой именно вопрос вас мучает. Я не преследовал цели «водить вас за нос», единственное, чего я хотел добиться от вас — попытки здравого рассуждения и корректной постановки вопроса. Фактически, мне хотелось, чтобы выводы, к которым мы придем с вами, были результатом наших общих усилий.
    Все, о чем вы прочтете сейчас, является подытоживанием того, о чем мы с вами уже говорили, а также попыткой избавления от фрагментированности самовосприятия. Ведь до тех пор, пока мы не сможем увидеть объект нашего познания целостно, без пропусков и «белых пятен», мы вряд ли приблизимся к пониманию.
    Итак, что представляет собой индивидуум? Нам с вами известно, что любой человек, как я уже писал, — это белковое тело, имеющее сложное строение, которое обеспечивает его возможностью обмена материей, энергией и информацией на протяжении всего периода существования в том виде, который не нарушает течение совокупности этих процессов. Вполне логично, что период жизни (существования тела) обусловлен возможностью протекания всех этих процессов. Если какой-то из этих процессов нарушается или прекращается, наступает либо патология, либо смерть. Смертью можно считать полное прекращение течения этих процессов.
    Вопрос обмена информацией представляет для нас наибольший интерес, так как он находится в области нашей сознательной деятельности, и обеспечивает возможность нашего с вами разговора. Что в белковой структуре человеческого тела создает возможность обмена информацией? Очевидно, что обмен информацией возможен лишь благодаря способности ее накапливать. Накопителем получаемой информации является центральная нервная система, обладающая свойством долгосрочной и краткосрочной памяти.
    Теперь давайте представим себе новорожденного, так как именно он имеет чистый накопитель. Через органы восприятия окружающего мира (наши 6 чувств – осязание, обоняние, слух, зрение, вкус, а также чувство положения в пространстве и веса) он получает разнообразную информацию о том мире, в котором только что появился. Постепенно накапливаемые данные создают возможность восприятия всё более сложной информации, а также порождают способность манипуляции этой информацией, сопоставления накопленных данных для получения нового вида информации – самостоятельных выводов. Совокупность очевидной (полученной извне) информации и неочевидной (приобретенной путем размышлений) обуславливает становление личности. И так как каждый человек в силу разницы условий окружающей среды, а также индивидуальных особенностей организма, получает различную совокупность информации, это приводит к тому, что все мы представляем собой уникальное сочетание накопленных данных. И это уникальное сочетание характеризует нас как личностей. То есть наделяет нас тем, что именуется характером.
    Мы рассмотрели с вами макростроение человека. Для полного понимания нам также потребуется микростроение. И так как нас интересует только вопрос обмена информацией, то достаточно понять, что является ее первоисточником. Индивидуум живет и развивается благодаря работе мозга. Мозг контролирует тело двумя основными путями – посредством осознанных действий (с использованием полученной информации) и неосознанных (в обход сознательной деятельности человека — ярким примером таких действий является работа гладкой мускулатуры, — мы не в состоянии контролировать работу кишечника). Осознанная деятельность человека провоцируется продуктом жизнедеятельности мозга – мыслью. Но так как мысль – это продукт, то вполне логично первоисточником всей жизнедеятельности организма назвать энергию.
    Всё указанное выше является вполне очевидным, а оттого поверхностным, описанием человека. Касаемо энергии стоит заметить, что она, по всей вероятности, является вообще первоисточником всего сущего. Ведь это подтверждается строением и способами взаимодействия микрочастиц, из которых строится материальная Вселенная, включая человека, как ее часть.
    На деле, остается открытым вопрос – каким образом была создана матрица человеческой сущности? Каким образом энергия в ее гипотетически первозданном состоянии смогла видоизмениться до такой степени, что породила сначала строительный материал, а затем и так называемый венец природы – человека? По сути, мы подошли к вопросу – был ли этот процесс контролируемым? И, пожалуй, объективный ответ на этот вопрос дал бы возможность человечеству окончательно разобраться в самом важном аспекте разумной жизни – кто я?
    К сожалению, на текущем этапе развития нашего общества все попытки объяснить происхождение человека (да и жизни в целом) носят исключительно субъективный характер. Поэтому существует большое количество предположений – от божественного происхождения, с точки зрения религиозных деятелей и эзотериков, до панспермии, предложенной Рихтером в 1865 году, и даже до идеи мира РНК, высказанной Карлом Вёзе в 1968 году.
    Помимо прочего, американский ученый Крейг Хоган высказал предположение, что наша Вселенная состоит из элементарных частиц, блоков, вроде квантовой пены, которые подвержены постоянной унисонной дрожи. Ученый ставит эксперимент, успешность которого разрушит все современные представления физиков о структуре мира. Если Хоган окажется прав, то это будет означать, что наша Вселенная – цифровая, а элементарные частицы – это биты информации. Таким образом, Алексей, вполне возможно, что все мы загружены в некую компьютерную сеть. Но тогда возникает новый вопрос – кто нас туда загрузил?
    Теория Хогана подтверждает неоспоримую важность такого вида энергии как информация. Логично предположить, что информация не имеет возможности быть утерянной. И уж если для Вселенной (или бога) важно концентрировать информацию в нашей сущности и, таким образом давать ей возможность развиваться и преумножаться, то справедливо будет заметить, что смерть белкового тела вряд ли приведет к смерти нашего «я». Таким образом, вполне допустимо предположить, что жизнь в действительности вечна.
    Так или иначе, основной смысл нашей жизни, пожалуй, в том, что мы живы. Сам факт того, что нам повезло не быть образцом «всепоглощающего ничто», а также дана поистине уникальная возможность развиваться и меняться, говорит о том, что мы урвали джек-пот. В нашем мире существует невероятная масса путей развития. И главное, не стоять на месте, а действиями доказывать, что мы достойны быть живыми. Алексей, мучающий вас вопрос – кто я? – мучает основную часть человечества. Поэтому присоединяйтесь к нашей компании самопознающих и давайте двигаться вперед. Ведь только движение вперед будет означать, что мы не зря появились на свет.

    VA:F [1.9.20_1166]
    Оценка ответа: 0.0/5 (Оценок: 0)
  11. Алексей 23.02.2015 в 13:58 · Ответить

    Юрий, спасибо! Похоже вы направили меня на истинный путь.

    VA:F [1.9.20_1166]
    Оценка ответа: 0.0/5 (Оценок: 0)

Подписаться на комментарии

Оставить комментарий