Имя: Мария
Здравствуйте. Меня зовут Маша, мне 14, учусь в 7 классе. В этом году всю параллель седьмых классов расформировали, и составили три класса из четырёх - класс отличников и хорошистов, класс троечников и класс двоечников. Я попала в класс "В", где отличники и хорошисты. Многих перевели сюда не из-за оценок, а по просьбе родителей, так что у нас есть и троечники, и даже двоечники. Среди таких есть в моём классе одна девочка, назовём её Светой. Насколько мне известно, училась она всегда плохо, да и поведением хорошим не отличалась. Перейдя в новый класс, она совсем не изменилась. Учителям Света откровенно хамит, часто пропускает школу без объяснений. С нами, её одноклассниками, она ведёт себя не лучше. Она часто грубит, может обозвать человека без видимых причин. Она очень прямолинейна - в ней нет ни капли тактичности, она всегда замечает чью-нибудь ошибку, и всегда обращает на неё внимание, и высказывается всегда резко, как будто желая обидеть...
Как всегда в таких случаях, сразу стало заметно отрицательное отношение коллектива к Свете. Хоть мы и скучаем немного по своим прежним классам, но не враждуем, и относимся друг к другу по большей части тепло. Конечно, есть несколько исключений. Среди них - Света. Её в классе заметно не любят. Если Алина, к которую в классе уважают, скажет кому-то грубость, одноклассники тактично замалчивают это, делают вид, что не заметили. Если грубость скажет Света - они могут ответно нагрубить, сказать ей "отстань", "отвали". Мне кажется, что это вполне естественная реакция на её поведение. Я заметила, что одноклассники относятся к кому-либо так, как он относится к ним. Если Даша, например, относится к классу тепло, старается помочь каждому, никогда не грубит, то и класс относится к ней также. Если Света постоянно грубит и не считает нужным сдерживать свою агрессию, то и класс отвечает ей тем же.. Думаю, так происходит оттого, что мы ещё не выработали собственные мнения друг о друге и поведение, следующее из этого мнения.
Я не замечала, чтобы у Светы были друзья, по крайней мере в классе или в школе. Она ни с кем не здоровается в коридорах, не обнимается при встрече, не печатает что-то в телефоне на переменах, переписываясь с подругой, которая, возможно, уехала куда-то далеко. Она часто подходит к кому-нибудь из нас, её одноклассников, спрашивает, что это мы тут делаем, но обычно умышленно мешает нам и грубит. Она может вырвать ручку или карандаш из рук, когда мы что-то пишем. Она может пригрозить или действительно пойти и пожаловаться учителю, если видит, что мы по-тихому скатываем друг у друга биологию. :)
Я замечала это мельком, наблюдая за классом вообще, и мне показалось, что Свете просто не хватает внимания, и она требует его вот таким агрессивным поведением, потому что по-другому не умеет.
Но в ответ на такое поведение она получает ответную агрессию, и её потребность во внимании только усиливается. Мне так же показалось, что у неё сильно заниженная самооценка, поэтому она пытается поднять её, унижая других. Думая так, я отвечала спокойно на её агрессию, разговаривала с ней как можно приветливее,и скоро она из агрессивной и резкой превратилась в уступчивую и искреннюю. Она стала говорить мне о том, как и к кому она относится (по большей части эти отзывы отличались резкостью), она продолжала хамить одноклассникам, но ко мне это теперь не относилось. Наоборот, меня она часто мне же хвалила, говорила, что я добрая, понимающая, жизнерадостная...
Она стала уговаривать меня стать её лучшей подругой. Да, она не просила и не предлагала, а именно уговаривала. Приятно, конечно, когда тебя так нахваливают, но становиться её подругой мне не очень-то хотелось. Мне не нравятся такие люди, которые вечно чем-то недовольны и совершенно не стараются что-то при этом изменить. Но тут я вспомнила, как просто, одной приветливостью и спокойствием мне удалось так значительно поменять её поведение. Не знаю, действительно ли я так уж добра, как говорила Света, но всё же мне было её жаль. Я подумала, что, может быть, мне удастся как-то приободрить её, внушить уверенность в себе, может, у меня получится помочь ей разобраться в себе. И я согласилась стать её лучшей подругой.
Света часто говорила со мной о нашей математичке, Надежде Викторовне. Говорила она о ней резко, могла обозвать её. Однажды Света рассказала мне, как в шестом классе она поцарапала ножом машину НВ, пока последняя была в школе. Со Светой была ещё одна девочка, которую она уговорила пойти с ней. А потом оказалось, что в машине стоял видеорегистратор. Свету с её подругой вызвал директор и НВ. Сначала она стала расспрашивать Свету, где она была тогда, кто может это подтвердить это, и всё такое. Света отрицала всё, а когда её начал обвинять директор, НВ сама бросилась её защищать. Хоть НВ и позвонила потом родителям Светы, она её даже не отругала, и от денег на ремонт машины отказалась. На мой вопрос, зачем она поцарапала машину НВ, Света ответила, что "просто так". Потом выяснилось, что у НВ хранится Светина фотография, что она как-то даже показывала Свете дом, где она живёт, рассказывала о своей жизни, о своём муже...
Было совершенно очевидно, что НВ испытывает какую-то симпатию к нашей резкой агрессивной Свете. НВ замужем, ей уже больше 40 лет, но детей у неё нет. Не знаю, почему, да это и не моё дело. Просто мне кажется, что она переносит свою нерастраченную материнскую любовь на Свету, ищет у неё дочерней поддержки, понимания и сама стремится опекать её. И хотя Света так резко отзывалась о НВ, я всё отчётливее понимала, что Света и сама симпатизирует НВ. Света всё время утягивала меня на третий этаж в школе, где кабинет НВ, всё время только о ней и говорила...Я знаю, что такое влюблённость в учительницу, как в человека, и симптомы были налицо. Но у Светы все попытки привлечь внимание НВ отличались какой-то агрессивностью - она могла обозвать её в её же присутствии, могла написать какую-нибудь гадость о НВ...Я никогда себе такого с моей любимой учительницей не позволяла! К чести НВ следует заметить, что она реагировала на всё это спокойно, приветливо.Потом Света и сама призналась мне, что, кажется, она влюбилась в НВ. Я постаралась объяснить ей, что в этом нет ничего страшного, что, возможно, они смогут подружиться, я слышала, что такое бывает.
Когда неделю назад я легла в больницу, Света стала писать мне в соц.сети. Говорили мы с ней и в соц-сетях в основном о НВ. А потом она вдруг пишет мне, что НВ умерла. А потом уточняет, что она умерла для неё, для Светы.На вопросы не отвечала, сказала только, что НВ трижды звонила ей на уроке. И всё, потом она отключилась. На следующий день, она написала, что режет вены. На вопросы зачем, почему, отвечала "не знаю" и "просто так". Я пыталась подойти к этой теме как-то незаметно, но когда вопросы становились определённее, она начинала отвечать "не знаю", "просто", или вообще сворачивать с темы.
Она постоянно говорила о своём состоянии, о своих планах на самоубийство, но самое главное - почему она хочет это сделать, она не рассказывала. Между тем, меня стала тяготить такая "дружба". Она психовала, если я пять минут не отвечала на сообщение, не давала мне общаться с другими людьми, а мне это было жизненно необходимо - её бесконечный негатив и мрачность буквально высасывали из меня все соки, всё хорошее настроение. Самым обидным было то, что все мои попытки помочь сталкиваются с её "просто так". К тому же иногда мне казалось, что она просто блефует.
Потом она прислала фото её руки с длинным порезом. Она продолжала игнорировать мои безуспешные попытки помочь, мои уверения, что она всем нам, мне, НВ, очень нужна. А между тем она продолжала постоянно говорить о своём состоянии. Через четыре дня в таком духе она сказала, что я хорошая подруга, потому что всегда выслушаю. А потом рассказала мне вот это. Когда Свете было пять лет, её маленькая сестра погибла на её глазах. По словам Светы, её брат играл с ножом и случайно попал им в сестру. Потом у Светы был шок, её возили в больницу. А теперь мёртвая сестра стала ей сниться и звать к себе.
Вот и всё, что она рассказала. На все вопросы, даже самые аккуратные, она отвечала невпопад, при этом продолжала говорить, что режет вены. Я чувствую себя уставшей и опустошённой после переписки с ней. Я пытаюсь помочь, но все мои добрые побуждения разбиваются зря о её стену недоверия. При этом я даже не знаю, верить ли этой странной истории о гибели сестры. Если это правда, то вряд ли я смогу как-то ей помочь, ей нужно к психологу, о котором она и слышать не желает.
Если это ложь, то нужно показать ей, что это меня не трогает, но если я поступлю так, а это окажется правдой?! Я виню себя за то, что я не хочу общения с ней, виню за то, что я и сама бы не прочь, чтобы НВ так тепло относилась ко мне, но больше всего меня тяготит, что если я не буду отвечать на её сообщения, она может умереть, ведь она говорит, что я так важна для неё. От бызысходности я написала НВ. Пока написала только, что мне нужно с ней поговорить, и что это касается Светы. Я хочу попросить НВ поговорить с ней, может, ей Света больше доверится. А больше я не знаю, что делать. Пожалуйста, помогите мне.
3 ответа на "Одноклассница хочет покончить жизнь самоубийством"
Маша, вы все правильно делаете, но будьте готовы к тому, что не всегда удается людям помочь и всякое может случиться. Главное вам не делать того, за что было бы потом стыдно. Если вы оттолкнете Свету, устав от отношений, будете переживать если с ней случиться что-то плохое. Поэтому продолжайте общаться, но не пытайтесь решить все ее проблемы, забросив свои дела. Не ограничивайте свой круг общения, участвуйте во всех делах класса,занимайтесь интересными делами, скажите Свете о том, что для вас это важно.Если появится действительно что- то важное и интересное для Вас лично (театр? журналистика?спорт? изостудия?) время общения со Светой естественным образом сократится. Возможно она захочет присоседиться к вам и отвлечется от своих тяжелых переживаний.
какие у неё отношения в семье?
Я забыла об этом написать. Она живёт с бабушкой, отец ушёл из семьи до Светиного рождения, мать уехала в другой город, и насколько я знаю, дочерью не особо интересуется. Может, поэтому Света потянулась к НВ.